Современная медицина в качестве лечения предлагает и нетрадиционные методы, один из которых – гомеопатия. Гомеопатические препараты вызывают противоречивые оценки из-за своей необычной природы. Учёные относятся к ним скептически, некоторые даже считают их шарлатанством. Но благодаря очевидным положительным результатам гомеопатия пользуется большой популярностью во многих странах.
Многие христиане лечатся подобными лекарствами, несмотря на то, что им неясно их происхождение. Что такое по сути дела гомеопатия, и какими методами диагностики пользуются гомеопаты? Ответы на эти вопросы помогут христианам понять, не вредит ли гомеопатия их духовному здоровью.
Как приготавливаются гомеопатические лекарства
Сырьё (продукт растительного, животного или минерального происхождения) смешивается с алкогольным раствором, в результате чего получается так называемый "материнский раствор". Приготовление лекарств связано с многократным разведением. При первом разведении одна часть активного вещества смешивается с 99 частями раствора воды и алкоголя. При следующем разведении одна часть полученной жидкости опять смешивается с 99 частями воды и алкоголя. Это повторяется много раз. На упаковке обычно есть обозначение: 5 СН, 15 СН, где цифра показывает, сколько раз разведено лекарство. Гомеопатические средства изготавливают в форме таблеток, сиропов, гранул и др. Приготовленные из сахарозы и лактозы гранулы пропитывают гомеопатически активными веществами. Содержание первоначальной субстанции в лекарстве незначительно, сами гомеопаты определяют его как "бесконечно малая доза". Болгарский физик Васил Тинчев пишет: "Активное вещество в гомеопатических лекарствах разведено так сильно, что на один атом его приходятся миллионы атомов растворителя". Это одна из особенностей, которая заставляет нас поставить вопрос: "Что именно оказывает целебны эффект, если медикамент почти не содержит самого лекарства?"
Другая особенность в процессе приготовления – это взбалтывание жидкости (так называемая "динамизация"), которое, по мнению гомеопатов, усиливает лечебные свойства раствора. Это также заставляет нас искать какое-то объяснение. В православной Греции есть издания, где утверждается, что при взбалтывании растворов тайно произносятся заклинания, таким образом речь идёт о магии. Сами гомеопаты отрицают связь с заклинаниями или магией. Некоторые пытаются объяснить это научно: "При процессе динамического разведения активного вещества в гомеопатических средствах происходит переход в макроскопических масштабах из классического к квантовому уровню", то есть лечебные свойства связывают с микроскопическим проявлением квантовых эффектов. Васил Тинчев пишет по этому поводу: "Образно говоря, существует разделительная линия между квантовым миром и знакомым нам миром, описываемым классической физикой. Известный специалист по математической физике Роджер Пенроуз считает, что правила, которые показывают, когда происходит переход между квантовым и классическим уровнями, должны быть связаны с выяснением отношений между квантовой теорией и общей теорией относительности Эйнштейна, которая описывает гравитационное поле. Это так называемая квантовая теория гравитации. Но такой теории не существует. Её контуры даже не намечены."
Через лекарства действует специфическая целебная сила
Основатель гомеопатии Самуэл Ганеман (1755-1843) в своём сочинении "Органон врачебного искусства" пишет: "Наличие целебной энергии не может быть связано ни с атомами динамизированного лекарства, ни с какими-либо физическими или математическими особенностями строения их поверхности, с помощью которых многие пытаются объяснить нарастающую энергию при динамизации, так как основываются на слишком материалистическом мнении. Скорее, в лекарственных растворах невидимо присутствует освобождённая специфическая целебная сила, которая динамично воздействует на весь организм через контакт с его живыми нервными волокнами. Она не передаёт однако ничего материального, независимо в какой степени разведено лекарство." Отсюда следует, что никогда не будет дано научное объяснение гомеопатии, потому что она не имеет научной основы. Происхождение её не основывается на научных исследованиях и открытиях, а является чисто экспериментальным.
То, что сегодня нам известно как медицина, коренным образом отличается от "медицины" Ганемана, называемой гомеопатией. Если в традиционной медицине, чтобы установить диагноз, необходимы определённые исследования, для Ганемана это было абсолютно излишне – ему нужны были только симптомы. Зная, какие препараты могут вызвать подобные симптомы у здорового человека, он прописывал очень маленькие дозы этого же препарата больному. Это – основной принцип гомеопатии: подобное лечится подобным. Врачи "старой школы", как их называл Ганеман, не единожды возражали: "Гомеопатия может устранить симптомы, но заболевание остаётся" (Гуфеланд).
Ганеман понимает болезнь так: "Не надо рассматривать естественную болезнь как некое вредное материальное вещество, которое находится внутри или вне человека (§§ 11-13), а как нечто, вызываемое определённым враждебным духовным фактором. Он, как инфекция, нарушает духовный принцип жизни в организме, измучивая его подобно злому духу и вызывая нарушения в нормальном ходе его жизни." Следовательно, кроме того, что болезнь не является материальной, она также не причиняется каким-либо материальным веществом.
Итак, Ганеман описывает её как "нарушение духовного принципа в организме", "духовно динамическое расстройство жизни" и "поражение жизненной силы". Эти выражения взаимозаменяемы.
Лечение болезни также духовно: "Болезни не могут быть устранены по-другому, кроме как при помощи духовных (динамических), воздействующих на духовную жизненную силу, лекарств." В своём сочинении Ганеман утверждает, что "в лекарственных растворах невидимо присутствует освобождённая специфическая целебная сила". Надо сказать, что эта сила – та же, которой лечат экстрасенсы. Такой вывод следует из факта, что в §289-291 Ганеман рекомендует воздействие на жизненную силу и через магнетизм: "Эта лечебная сила (магнетизм), часто так глупо отрицаемая и пренебрегаемая в продолжение веков, действует различными методами... С помощью магнетизма сильная воля человека, который воздействует на больного через контакт и даже на определённом расстоянии, может передать ему жизненную энергию от здорового магнетизатора, наделённого такой силой." Магнетизм, по мнению Ганемана, делится на положительный и отрицательный. При положительном вызывается приток жизненной силы, а при отрицательном – ослабление её напряжения.
Разница между лечением с помощью магнетизма и через гомеопатические лекарства – только в методе, с помощью которого передаётся лечебная сила, а сила – та же и объект – тот же (жизненная сила больного). Источник однако не называется, и именно это заставляет людей думать, что лечебная сила исходит от лекарств или от магнетизатора, а на практике она имеет сверхъестественное, демоническое происхождение.
Когда в бывшем Советском Союзе появились первые экстрасенсы, многие христиане пользовались их услугами из-за незнания происхождения их целительной силы. Сейчас нам ясно, что мы не должны иметь ничего общего с подобным лечением. Пора нам понять, что и гомеопатия в такой же мере опасна.
Кроме того, что само лечение связано с духовным воздействием негативного происхождения, метод, которым "исследуется" состояние больного, также ведёт к сверхъестественным силам.
Диагностика с помощью астрологии
Очень часто врачи-гомеопаты в процессе исследования обращают внимание не только на традиционные симптомы болезни, но и на душевное состояние пациента. Задают вопросы, которые не имеют никакой связи с болезнью. Это делается с целью создать астрологический "портрет" больного, чтобы определить его гороскоп, в соответствии с которым назначают ему лекарство. Очень важно для врача сделать астрогомеопатический портрет пациента исчерпывающе, потому что если больной лечится именно "его" препаратами, начинается постепенная перемена. Иногда она вызывает приступы и разные нарушения в работе внутренних органов, которые традиционные врачи не могут объяснить. Кроме того, душевное состояние пациентов часто меняется и приводит к грубому, скандальному поведению и пьянству. Могут появиться мания преследования и навязчивые мысли (часто – о самоубийстве). Сопротивление всему, связанному с Богом и Божьим Словом, гордость, неспособность верить – также симптомы кризиса.
Сегодняшние гомеопаты не объясняют, откуда идёт лечебная сила их препаратов. В одной из рекламных брошюр читаем: "Даже если механизм действия гомеопатического лекарства не полностью известен, считается, что оно стимулирует организм и активизирует потенциал здоровья, заложенный в нас самих". В таком случае нам стоит прислушаться к заключению статьи, озаглавленной "Основные принципы и развитие гомеопатии", опубликованной в №8 за 2002 г. "Церковного вестника": "Надо иметь ввиду традиционные пристрастия основоположников гомеопатии и многих современных авторитетных гомеопатов к алхимии, астрологии и оккультизму. Даже прагматично и позитивно ориентированные школы в гомеопатии, как французская, которые декларируют свою независимость от всякой идеологии и учения, по существу сохраняют характерное для оккультной практики стремление к непосредственным результатам при подчёркнутом отсутствии интереса к их происхождению."
Пока не убедимся, что на предлагаемые лекарства не оказано воздействие через "тайные" духовные силы, не надо их использовать, потому что мы так рискуем своим душевным здоровьем. И нет гарантии, что и физически стабилизируемся надолго.
Хорошее лекарство имеет хороший источник и даёт хорошие результаты для человека.
Светлана Вылкова