Пeрвоначальноe знание об аюрведе находим в текстах Вед (от vid - знание). В них сохранены верования ариев - племен, наводнивших Индию в ХХ в. до н. э., пришедших вероятно из Прибалтики . Вед всего четыре: Ригведа - гимны арийским богам; Самаведа - стихи и песни; Яджурведа – наставления жрецов, которые совершали жертвоприношения, и Ахтарваведа - ритуалы и обряды для исцеления.
Фактически первой и основной, от которой происходят остальные три, является Ригведа. Гимны Ригведы пелись жрецами во время жертвоприношений богам, которые олицетворяют основные природные силы. Кровавые жертвы, в том числе и человеческие, сопровождались магическими формулами и заклинаниями. Предполагается, что эта религия имеет тесную связь с Грецией времени Гомера . Самые старые божества ариев - Дьяус, бог дневного неба, и его жена Притхиви, богиня земли. Их сын Индра – наиболее часто упоминаемый в Ригведе. Он является верховным богом - богом грома, молний и войны. Почитаем был и Агни, бог огня - как жертвенного огня, така и огня домашнего очага. Существовало и много других богов (Митра, Сурия, Варуна, Рудра и т. д.) и полубогов.
Согласно О. Горшениной аюрведические знания действительно происходят из четырех Вед, а „более всего из Атхарваведы, потому что та предписывает благоприятные обряды, правила жизни, питания и воздержания, и все те медицинские рекомендации, которые обеспечивают человеку долголетие" .
Здесь рассмотрим некоторые из этих „медицинских рекомендаций" Ахтарваведы, чтобы понять их естество. Первый текст связан с лечением травами, но не как в народной медицине, где используются только лечебные свойства растений.
Заговор против проказы (I, 23)
Трава присутствует здесь в качестве проводника сверхъестественной демонической силы.
Следующий текст (цитируем его часть) является заклинанием на продолжение жизни, т. е. на долголетие.
Заговор на продление жизни (V, 30)
Большая часть 6000 стихов Ахтарваведы – подобные заклинания с магическим смыслом. Такие же заклинания и формулы переходят позже в Упанишады - полутаинственное учение жрецов, которые остаются верными ведическому наследству, когда в Индии развиваются буддизм и джайнизм. Учение получает название Упанишады (упа- рядом, ни- внизу, шад – сидеть), потому что к нему приобщаются только те, кто сидит рядом с учителем. Учителя не занимались молитвами или ритуальными жертвоприношениями. Их больше волновало постижение сущности вселенной, реальности (брахман), которая лежит в основе всего существующего. В то же время они исследовали человеческое сознание и пришли к выводу, что основа человеческой индивидуальности (атман) является не чем иным, как реальностью, охватывающей весь космос. Подобно джайнистам и буддистам, они старались преодолеть чувство беспокойства и бессмысленности человеческого существования, скоротечности и непостоянства жизни, но искали сути постоянства не только вне человека, но и внутри его. Их путь к спасению заключался в знании и духовном прозрении .
Современные последователи аюрведы понимают естество человека таким же образом: „Аюрведа учит, что человек является микрокосмосом – вселенной самой для себя. Он - дите космических сил, внешней среды, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общих космических явлений" . Подобное понятие о человеке присуще многим старым и новым языческим верованиям. Христианский взгляд другой. Вот что пишет дьякон Андрей Кураев: „Если человек – часть природы, то он не может оценивать свое поведение по иным критериям, нежели природные. Но природные феномены не подлежат нравственному суду. Персидский царь, который высек неподвластное ему море, – предмет насмешек даже в дохристианскую пору. Нельзя возмущаться поведением рек или животных. И если быть логичным, – то нельзя возмущаться и поведением преступника. Чтобы оправдать применение нравственных критериев в восприятии человеческих действий, философия должна осознать радикальное отличие человека от природы... Человек-то внеприроден, а потому ценим по неприродным, нравственным критериям" . Аюрведа, в отличие от христианства, принижает человека, не видит в нем образа и подобия Бога, сводит его до уровня природы. Но не только это. Подобное понимание фактически является первым шагом на пути к погибели человека. Красивая сказка о гармонии с матерью-природой и единстве макро- и микрокосмоса продолжается приглашением к приобретению этого единства. Еще при знакомстве с аюрведой человеку рекомендуется обратиться к своему Я: „Я, которое называется в аюрведе самым внутренним измерением нашей природы, является центральной точкой нашего существования... Мысль, чувства, речь, действие и взаимоотношения - все они происходят отсюда, из глубины личности. Человек вцелом и в области внутриличностного поведения может усовершенствоваться естественным образом через процесс углубления в свое Я с целью пережить его. Это аналогично естественному природному процессу, при котором от напоения корня питаются и оживают одновременно все ветви, листья, цветы и плоды дерева" . Непросвященный человек воспринимает сравнение человеческого тела с деревом как литературный прием, а оно выражает основу оккультного знания о происхождении человека. Согласно ему, самые примитивные формы растительной жизни возникли после вмешательства бога Солнца (Кришна в Индии, Аполлон в древней Греции, Ра в древнем Египте, Луг и Беленус в кельтской мифологии), когда он спас богиню мать (мать-Землю) от гибели. Постепенно они усложнились, и так появился человек. По мнению обладателей апокрифным знанием, „растительный элемент" остается и до сих пор частью человеческого естества: „Эзотерические учения со всех концов мира занимаются невидимой энергией, которая протекает возле этой растительной части тела, как и „цветами" этого дерева – чакрами... которые исполняют роль органов чувств" . Включаясь в предлагаемые действия, человек соприкасается с оккультизмом.
Здесь не будем касаться других двух практик - йоги и тантры, которые образуют взаимозависимую триаду с аюрведой и которые не существуют друг без друга. Наша цель - разъяснить языческий, оккультный характер аюрведы тем христианам, которые в поиске здоровья попадаются на ее пропаганду. Крайней целью аюрведического воздействия не является человеческое тело: „Аюрведическое лечение проникает в глубины физиологической и психической сущности человека. Целью аюрведы является не лечение определеной болезни, а восстановление природной гармонии в человеке" . Эта „природная гармония" достигается благодаря контакту с демоническим миром, хотя пропагандисты аюрведы пытаются объяснять процесс научными терминами. Дийпак Чопра пишет: "Современная физика доказывает, что все вещи во вселенной принимают явный вид как колебания в едином поле энергии и интеллекта, которое является основой природы... Как человеческие существа, мы являемся локализированными концентрациями энергии и интеллекта в универсальном поле. Интеллект и энергия, которые текут через наши тела – те же, которые управляют вселенной. Мы и все возле нас - часть одного природного континуума" .
Эту же терминологию, связанную с «энергией и интеллектом в универсальном поле», встречаем в трансцендентальной медитации. Ее основатель - Махариши Махеш Йоги, который является основателем и современной аюрведы, а Дийпак Чопра - самым ревностным ее распространителем. И в аюрведе, и в трансцендентальной медитации, чтобы получить блага от этого поля в виде здоровья, надо согласиться слиться с его интеллектом, т.е. предоставить себя в его власть. Как пишет И. Вылков в статье „Молитва или трансцендентальная медитация": „Согласно Библии существуют три источника интеллекта - Бог, человек и дьявол. Большинство людей не может распознать, какая мысль приходит от них самих, какая - от Бога, а какая - от дьявола. Именно здесь - опасная игра при вхождении в зону так называемого энергического поля другого сознания. Те, которые не знают Священное Писание и истину, очень легко могут попасть в мир темных сил, обладающих сознанием, разумом и силой (так называемой энергией). Человек сливается с этим „полем", а оно является духовным миром, который воспроизводит в разуме всякую информацию и знание, чаще всего посредством иллюзий - слуховых и зрительных галлюцинаций. Так активизируется это „высшее сознание" и получается переливание из одного - демонического - в другое – человеческое" .
Я думаю, что те христиане, которые действительно любят Бога, поняв, чем в сущности является аюрведа, не проявят к ней никакого интереса. Как однако нам относиться к таблеткам, имеющим надпись „Аюрведа" и продающимся в наших аптеках? Их употребление не требует слияния с универсальным полем, не требует даже знания, что они аюрведические. Бывает: принимаем их, как все остальные лекарства классической медицины и, однажды в процессе лечения вдруг замечаем на упаковке слово „Аюрведа". Лично я сразу выбросила всю упаковку, попросив Бога простить меня за грех незнания и очистить меня. Как я могу быть уверена, что эти травы, минералы и все, что содержится в них, не „заряжены" тем же заклинанием:
Светлана Вылкова